Мнимые философы

Благодаря проекту «Открытая сцена» на российской сцене можно было вновь увидеть оперу XVIII века «Мнимые философы» итальянского композитора Джованни Паизиелло. «Мнимые философы» - легкая комическая опера, населенная трогательными и смешными персонажами, попадающими в нелепые положения из-за собственных глупостей и амбиций.

3 февраля 1799 года Екатерина II прибыла в Малый Эрмитаж на первое исполнение оперы своего придворного капельмейстера «Мнимые философы». Императрица пришла в восторг от оперы, и считала эту оперу шедевром. «Когда я выхожу с его представления, голова моя полна музыки и… О, какая удивительная голова этот Паизиелло!» (письмо от 14 июля 1779 года).
Краткий сюжет. Четверо персонажей «I Filosofi immaginari» – это псевдоученый Петронио, две его дочери – важничающая своей образованностью, не желающая выходить замуж Кассандра и не видящая смысла сидеть за книгами Клариче и возлюбленный Клариче Джулиано.

Когда Петронио, не обнаружив в Джулиано, пришедшем просить руки Клариче, сочувствия к своим «ученым» занятиям, он с негодованием прогоняет его как невежду. Тогда Джулиано является в дом «псевдоученого» под видом «знаменитого философа» Агратифонтидаса. (Сцена Петронио и Агратифонтидаса, беседующих на смеси итальянского и исковерканной латыни – одна из самых забавных в опере).
Признав в Агратифонтидасе (Джулиано) выдающегося философа, ведь тот понимает язык птиц и знает тайну омоложения, благодаря чему выглядит на двадцать с небольшим в свои девяносто.

Глупый Петронио становится легкой добычей Джулиано, с помощью нехитрого трюка добивающегося от вздорного старика подписи на брачном контракте Клариче.
Дж. Паизиелло принадлежит к тем итальянским композиторам, дарование которых ярче всего раскрылось в жанре оперы-buffa. С творчеством Паизиелло и его современников – Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы – связан период блестящего расцвета этого жанра во второй половине XVIII века.

Более чем сорокалетний творческий путь Паизиелло был наполнен чрезвычайно интенсивной и многообразной деятельностью – он оставил более 100 опер, оратории, кантаты, мессы, многочисленные произведения для оркестра и камерные ансамбли..

В своей комической опере «Мнимые философы» Дж. Паизиелло попытался высмеять традиционные приемы серьезной мифологической оперы. Он являлся непревзойденным мастером пародийных характеристик, которыми наделял своих персонажей. Две сестры в опере представлены как две противоположности – две острохарактерные, гротесковые героини, находящиеся в постоянном конфликте друг с другом. Не обошел вниманием и глупого Петрония, мнящего себя великим ученым и просветителем. Как много в опере XVIII века сравнений и похожестей с нашим временем, меняются только одежды, а ситуации и поведения людей в них остается неизменным и переплетается с остроумной пародией и сатирой.

Дж. Паизиелло

В современной России почти не ставятся оперы этого композитора, хотя его произведения отличает разнообразие ансамблевых форм – от простейших дуэтов до больших финалов, обогащенными приемами комедийной с элементами острой сатиры музыкальной характеристики персонажей, где музыка отражает все сложнейшие перипетии сценического действия.

Музыка Дж. Паизиелло
Либретто Дж. Бертати
Режиссер – постановщик - Игорь Ушаков
Дирижер - постановщик – Игорь Дронов
Художник - Ирэна Белоусова

Действующие лица:
Петронио, бас-буфф
Клариче, сопрано
Кассандра, сопрано
Джулиано, баритон

Исполнители:
Студенты вокального отделения Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Место действия: Италия XVIII в.

Жанр – комическая опера
Количество актов, частей – 2
Оркестр – камерный состав.
Хор – камерный состав.