Шёлковая лестница

25 октября 2016 года на сцене Центра драматургии и режиссуры в Москве Ансамбль солистов «Премьера» представил премьеру оперы Джоаккино Россини «Шелковая лестница». Это новый проект Ансамбля солистов «Премьера» под руководством профессора Московской консерватории Игоря Дронова и лауреата премии «Золотая маска» режиссера-постановщика Игоря Ушакова.

«Шелковая лестница» Дж. Россини давно не исполнялась в России. Эта постановка, осуществленная молодыми творческими силами под руководством востребованных мастеров оперной сцены – уникальная возможность увидеть оперу, сыгранную настоящими «ровесниками» как героев, так и самого автора музыки. Это наш подарок московской публике в юбилейном 2017 году – 225-летия со дня рождения Дж. Россини.
Его музыка на слуху уже 200 лет и не теряет своего жизнелюбивого очарования. Он написал за свою долгую жизнь более 30 опер, многие из которых не сходят с афиш оперных театров всего мира.
Композитор демонстрировал искрометное чувство юмора не только в своих операх. И в обычной жизни он любил посмеяться; многие его высказывания превратились в афоризмы и стали анекдотами. Судьба предопределила ему стать великим шутником уже самим фактом рождения – Россини родился 29 февраля 1792 года (в високосный год) – и праздновал свой день рождения только один раз в четыре года!
При встрече с Россини в 1822 году, когда тот уже находился в зените славы, Бетховен сказал ему: «Ни в коем случае не пытайтесь писать что-нибудь еще, кроме оперы-буффа, любой другой стиль будет делать насилие над Вашей природой». Задолго до этого, 20-летний композитор, будущий автор «Севильского цирюльника» создал для венецианского театра «Сан-Моизе» небольшую одноактную комическую оперу-фарс «Шелковая лестница» на либретто Дж. М. Фоппа. Она была исполнена 9 мая 1812 года. «Шелковая лестница» - это одноактная опера, которую тем не менее нельзя назвать «пробой пера» – она уже третья по счету из пяти опер-фарсов (одноактных комических опер), которые Россини написал для этого театра. Опера имела большой успех, о чем свидетельствует ее мгновенное распространение по Италии. Либреттистом был выбран Джузеппе Фоппа, уже работавший над текстом к предыдущей опере композитора «Счастливый обман».
Как это часто происходило в Италии с комическими операми того времени, либретто было переписано с современной французской «opéra сomique» Франсуа де Планара под тем же названием. Французская «Шелковая лестница» была представлена в Париже 22 августа 1808 года. Типичные комические перипетии сюжета Россини сумел воплотить в музыке с характерной для его стиля виртуозностью вокальных и инструментальных партий.

Л.ван Бетховен
Постановка оперы «Шелковая лестница» Россини – как и Ансамбль солистов Премьера – уникальный творческий проект, молодежный по составу и очень высококачественный по исполнению. Об этом пишут музыкальные журналисты (газета «Играем сначала», журнал «Музыкальная жизнь»), об этом говорится и в фильме телеканала «Театр» - «Интервью на фоне спектакля»
«Каким же получился новый спектакль? Живым и динамичным. Наполненным радостью игры и искренним удовольствием от нее. Ровесники автора оперы, исполняющие этот затейливый водевиль, с первых же нот создают требуемый уровень достоверности; они все только лишь пробуют любовь на вкус, царит игра в галантность, по умолчанию никогда не переходящая в страсть, драму, разбитое сердце. Чувственная атмосфера музыки Россини, без которой большинство его опер невозможно себе представить, в постановке «Премьеры» довольно целомудренна, сглажена. Перед нами – спектакль задорный, озорной, легкий, стильный, где красиво дозирована осторожная эротическая игра и не перегруженное смыслами и сложными метафорами динамичное театральное зрелище, на которое просто приятно смотреть и исключительно приятно — слушать.»
Мария Кузнецова
журнал «Музыкальная жизнь», январь 2017
«Это невероятно сложная партия, широкого диапазона, - признается Саян. – Необходимо не только пропевать малейшие оттенки, но, поскольку это фарс, одновременно выражать эмоции мимикой, жестикуляцией, взглядами. По роли мне еще необходимо бегать, лазать, прятаться, выскакивать в неожиданный момент. Не передать всех чувств, которые испытываешь, играя. Мне невероятно повезло, что отобрали на эту роль. Ведь намного дешевле было бы найти артиста в Москве, а не приглашать исполнителя из Тувы, оплачивая ему проезд и проживание. Повезло работать с таким прославленным ансамблем, быть на одной площадке с такими мастерами, как Игорь Дронов и Игорь Ушаков - учиться у них, перенимать опыт. Работа Ушакова поражает – он делает так, что вся эта профессиональная машина – люди, звук, свет, костюмы, работает на выходе так слаженно, что зрители получают нереальные эмоции».

Саян Дембирел

Фоторепортаж на странице Геликон-опера